» » Органы управления мотоциклом

Органы управления мотоциклом

6-04-2017, 16:57
Автор: ProMoto
Просмотров: 430
Комментариев: 0
Версия для печати
Органы управления мотоциклом

Тема, прописанная в названии этой статьи, вполне потянула бы на целую диссертацию, однако у меня другая цель - внести ясность в вопросы, интересующие новичков, только приобщающихся к мотокультуре. Не открою секрет, если скажу, что сегодня по качеству, функциональны и самым выдающимся техническим характеристикам в мире лидируют японские мотоциклы. Поэтому органы управления будем изучать на их примере.

Для удобства мысленно поделим двухколесное чудо техники напополам.

К органам управления передней части мотоцикла относятся:


1. Передняя вилка.
2. Руль или клипоны.
3. Рулевой демпфер (в этом мотоцикле он скрыт под обтекателем, устройство и назначение демпфера будет рассмотрено в отдельном материале).
4. Тормозная система.
5. Механизмы сцепления.
6. Дроссель (газ).


Передняя подвеска мотоцикла представлена, как правило, телескопической вилкой. Существуют вилки двух типов: обычного стаканами вниз и перевернутого стаканами вверх. Последний вариант часто применяется на спортивных байках: такая конструкция более прочная, и фигура стопи, равно как и прыжок с бордюра не станут для нее фатальными. Согнуть или сломать вилку перевернутого типа достаточно сложно, а потому именно такому устройству отдается предпочтение на спортивных мотоциклах.

Высокие скорости и большие нагрузки требуют не только запаса прочности, но и точной работы - как от байкера, так и от железа. Поэтому, важным моментом является возможность регулировки вышеупомянутой вилки. Существуют настройки предварительного поджатия пружины и гидравлики отбоя. Только жесткая регулировка позволит в определенных ситуациях сохранить устойчивость байка, а мягкая поможет, к примеру, оторвать от дороги при торможении заднее колесо (стант). Но не будем отвлекаться от темы.


Обычный мотоциклетный руль представляет, наверное, каждый. Он незаменим, к примеру, на кроссовых мотоциклах для гонок по пересеченной местности. Но вот, скажем, шоссейные гонки на скорость нимало не ассоциируются с руками, расставленными на метр друг от друга. Мотоциклист в этом случае держится за специальные рукоятки клипоны (от английского clip - on ), на которые перенесены необходимые органы управления.

В отличие от руля, неизменно крепящегося к верхней траверзе, клипоны прикрепляются непосредственно к вилке - к ее левому и правому перу соответственно. Для лежачей посадки гонщика нужны клипоны, расположенные под верхней траверзой. Комфортная сидячая посадка у спорттуриста обеспечивается клипонами, прикрепленными к стаканам вилки над верхней траверзой.

Необходимость демпфера мотоцикла (есть на рисунке выше), затрудняющего свободное вращение руля, трудно переоценить. Например, в типичной ситуации, когда мотоцикл резко набирает скорость, а давление на переднее колесо и его сцепление с дорогой движутся к нулю. Руль в этой ситуации может попросту размотаться, что приведет к непредсказуемым последствиям. Демпфер как раз и предотвратит опасное разматывание. Амортизирует он и на неровностях - руль не вырывается из рук на каждой кочке.

Демпферами, жизненно необходимыми для стантрайдинга (трюкачества), оснащаются не все мотоциклы. Часто они выпускается с расположенными на нижней траверзе нерегулируемыми рулевыми демпферами, что тоже далеко не идеальный вариант. В этих случаях проблему можно решить просто - покупкой демпфера нужной модели.


Существует множество моделей рулевых демпферов и вариантов их установки: сбоку, над верхней или над нижней траверзой: Хороший демпфер стоит порядка 800 евро, но если вы решились на покупку, то я бы рекомендовал выбрать тот, что крепится над верхней траверзой (на фото) и позволяет регулировать свою податливость.


Дисковый тормоз переднего колеса приводится в действии механизмом, состоящим из гидравлической машинки, бачка с тормозной жидкостью и шланга, идущего к суппорту, который и зажимает тормозной диск. При этом рычаг переднего тормоза установлен, как и положено, на правом клипоне - вместе с машинкой и бачком.

Детали механизма переднего тормоза:


Работать этот несложный механизм должен как часы и с той же степенью деликатности. Регулировка рычага должна обеспечить работу при небольшом ручном усилии. При этом эффективность торможения обеспечивает двух- или даже трехпоршеньковый суппорт.

Верхняя часть механизма хорошо видна на фото:

5. Механизм сцепления


Разъединение двигателя с трансмиссией производится по классической схеме без помощи гидравлики - посредством установленного на левой ручке рычага, соединенного с тросиком (они видны на снимке выше). При нажатии на верхний рычаг тросик тянет нижний рычаг, который в свою очередь выжимает шток сцепления.


О поворотной газовой ручке написано очень много.

Органы управления мотоциклом

Задняя часть байка включает в себя:

1. Задний маятник.
2. Задний моноамортизатор.
3. Тормозной механизм.


Это главная несущая часть конструкции, закрепленная на оси, соединяющей маятник с рамой (задний маятник 1 и схема его действия изоражены на фото сверху). Помимо горизонтальной оси действие маятника обеспечивается задним моноамортизатором, без которого работа этого несложного на первый взгляд узла невозможна.

2.Моноамортизатор задней подвески


Назначение этого устройства понятно из названия. Моноамортизатор служит также подвижным элементом соединения рамы с задним маятником. Заметим, что комфортная езда на мотоцикле, не говоря уже о стантрайдинге на спортбайке, весьма затруднительны без возможности регулировки моноамортизатора. Аналогично передней вилке достойный моноамортизатор должен иметь возможности для быстрой настройки в зависимости от желания владельца и характера поездки:

По принципу действия и набору элементов задний тормоз почти не отличается от переднего, разве что вместо рычага - педаль тормоза. А так все те же бачок, машинка и шланг. Отличие лишь в том, что механизм: чуть более грубый. Ручной тормоз требует небольшого усилия руки, на педаль же в легкую давит уже нога. Поэтому суппорт тормоза заднего колеса обеспечивает эффективное торможение и в монопоршневом варианте.

О нюансах в устройстве переднего и заднего тормоза мы поговорим в следующей раз, а сейчас подытожим вышесказанное. Говоря об органах управления, мы невольно говорили и об устройстве мотоцикла как такового. Ничего удивительного здесь нет - это одно нераздельное целое. И как в хорошем оркестре каждый описанный элемент должен не просто идеально играть свою партию, а дополнять остальных, работая на общий результат!

МТЗ 2022.3 органы управления

 
Рейтинг статьи:
0